
Фото: пресс-служба Мэра Москвы
Московское метро — скоростное, надежное, чистое, яркое — сегодня отмечает 90-летие. Но столичная подземка — это не просто способ добраться из точки А в точку B. Это настоящая летопись инженерной мысли и рассказ о главных достижениях страны. От вдохновленных небом мозаик «Маяковской» до новейших «авиационных» станций «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково» — каждое поколение архитекторов и художников превращало метро в отражение времени. Особенное внимание при этом всегда уделялось индустриальным успехам страны. Рассказываем, как тема промышленности отразилась в оформлении московского метро.
Пешком быстрее
«Счастье, — рассуждал Остап, — всегда приходит в последнюю минуту. Если вам у Смоленского рынка нужно сесть в трамвай номер 4, а там, кроме четвертого, проходят еще пятый, семнадцатый, пятнадцатый, тридцатый, тридцать первый, Б, Г и две автобусных линии, то уж будьте уверены, что сначала пройдет Г, потом два пятнадцатых подряд, что вообще противоестественно, затем семнадцатый, тридцатый, много Б, снова Г, тридцать первый, пятый, снова семнадцатый и снова Б. И вот, когда вам начнет казаться, что четвертого номера уже не существует в природе, он медленно придет со стороны Брянского вокзала, увешанный людьми», — так описывал транспортную ситуацию в Москве Великий комбинатор в знаменитом романе «12 стульев».
Демонстрация в честь открытия первого участка московского метро «Сокольники», 1935 год. Фото: Московский метрополитен
Не удивительно — в 30-е годы население столицы перемахнуло за три миллиона людей и стремительно росло. Трамвай, редкие авто и московские извозчики не справлялись с таким потоком людей. В 1924 году на маршруты вышли первые автобусы, но они не исправили ситуацию. Требовалось радикальное решение —метрополитен, вернее — «Московский метро» — такое официальное название получила столичная подземка.
Догнать и перегнать
Впервые метро в Москве задумали еще в царское время. Инженеры предложили пустить поезда по наземным эстакадам, но проект, как и несколько других, остался на бумаге. К идее вернулись в 1931 году, говорят, что последней каплей стал дорожный затор, который парализовал столицу накануне зимой. Инженеры взвесили все «за» и «против» и решили строить тоннели глубоко под землей — это оптимальное решение для московского грунта. Особенную роль отвели станциям, — следуя духу времени, они отражали главные устремления молодой Страны Советов.
Работа над мозаиками для Московского метрополитена, 1940 год. Фото Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО
В это время в Советском Союзе шла вторая пятилетка — масштабный план по развитию отечественной промышленности. По всей стране, как после дождя, росли новые электростанции и огромные заводы — Уралвагонзавод, ЧТЗ и другие. Вставала на крыло советская авиация — открывались конструкторские бюро, люди вступали в планерные клубы, летчики совершали рекордные перелеты. Страна жила их подвигами, жила индустриализацией. «Московский метро» буквально впитал эти идеи — инженеры и рабочие, строители и авиаторы, заводы и мосты — вот главные герои первых станций столичной подземки.
Высоко под землей
Самая яркая — «Маяковская», выполненная в стиле ар-деко. Кстати, в 1939 году станция взяла Гран-при на международной выставке в Нью-Йорке. Сооружение украшают мозаичные панно на тему «Сутки Страны Советов», выполненные по эскизам художника Александра Дейнеки. Под сводами «Маяковской» застыли фигуры молодых спортсменов, трубы заводов, серебристый дирижабль, самолеты ТБ-3 и другие машины, которые производили новые предприятия. Самый известный — самолет АНТ-25, который можно узнать по длинным красным крыльям. На этой машине советские летчики во главе с Валерием Чкаловым совершили рекордный перелет через Северный полюс. Событие прогремело на весь мир и показало в деле возможности новой советской промышленности.
Фото: Московский метрополитен
Следующий пример — «Новокузнецкая» — гимн стали и камня, посвященный триумфу индустриализации. Паровозы и самолеты, заводы и тракторы — почти все панно рассказывают о жизни и продукции новых заводов. Как и на «Маяковской», эскизы для «Новокузнецкой» создал Дейнека, в то время как мозаику собирали в Ленинграде. Последние панно — уже во время войны.
Помимо «Маяковской» и «Новокузнецкой» с промышленностью связаны «Автозаводская», «Авиамоторная», «Площадь Революции» и многие другие станции. На каждой есть сюжеты, посвященные инженерам, рабочим и конструкторам — людям самых престижных профессий, которые своим трудом создали будущее страны.
Наши дни
Спустя годы промышленность вновь вернулась в сюжеты метро. Сегодня Россия восстанавливает и открывает новые предприятия, инвестирует в науку и развивает технологии. При этом многие из заводов, открытых во времена первого метро, работают по сей день. Большинство входит в российский промышленный конгломерат Ростех, который создает авиадвигатели, «умные» трамваи, электробусы и инновации.
«Человек всегда стремился запечатлеть достижения своего времени через искусство. От древней наскальной живописи до дизайна станций московского метрополитена наших дней. Архитекторы первых станций в советскую эпоху своими шедеврами выразили стремительное развитие страны в 30-х годах. Современное оформление станций столичной подземки продолжает эту традицию, сочетая историческое наследие с передовыми технологиями и достижениями российской промышленности», — отметила директор по коммуникациям — пресс-секретарь Госкорпорации Ростех Екатерина Баранова.
Открытие станции метро «Аэропорт Внуково». Фото: пресс-служба Градостроительного комплекса Москвы
Архитекторы метро действительно ловят дух времени — стране нужны конструкторы, операторы станков и инженеры. Это находит отражение в новых станциях. Например, «Внуково» рассказывает об авиастроении. Станцию украшают изображения авиалайнеров и огромное панно с Андреем Туполевым — знаменитым конструктором, создавшим Ту-144. Это первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет. Кстати, миниатюрная модель Ту-144 украшает станцию «Пыхтино», посвященную конструкторскому бюро Туполева. Еще пример — «Авиамоторная» Большой кольцевой линии. Ее своды из стали и яркие световые панели напоминают стремительные силуэты самолетов и сияющий хром двигателей.
Вообще, между авиацией и метро больше общего, чем кажется. Например, новые метропоезда «Москва» получили сверхпрочное остекление, способное выдержать удар на скорости 180 км/ч — это нужно для безопасности. Такую оптику создает «Технология» — научно-производственное предприятие, которое производит остекление и инновационные материалы для авиационной и космической отрасли.
В этом году московскому метро исполнится 90 лет, его маршруты давно протянулись на десятки километров. Всю историю столичная подземка идет в ногу со временем, рассказывает о великих людях и достижениях — метро вдохновляет. Оно объединяет историю и будущее, превращаясь в пространство, где технологии и искусство говорят на одном языке.